Техника изложения музыкального материала





Одновременно с сокращениями, обильными вставками (свидетельствующими о серьезном критическом пересмотре композитором драматургии первой редакции сочинения) им велась работа над техникой изложения музыкального материала, что в целом совпадало с основными художественными идеями кучкистов. Второй этап «жизни» оперы связан с именем Н. А. Римского-Корсакова, создавшего транскрипцию исключительно художественной ценности и исторической значимости. Метод редактирования Н. Римского-Корсакова связан с существенным пересмотром авторского текста: пересочинением, переинструментовкой, усовершенствованием технической нотации партитуры. Такой подход привел, по наблюдениям ученого, к обогащению звуко-красочного рельефа сочинения, упорядочению гармонической логики и фактуры.

 

В то же время сгладились самобытные черты стиля М. Мусоргского, особенности ритмической организации, усилена роль конструктивного начала, не свойственного мышлению композитора. Все это изменило музыкальный язык сочинения, характер процесса формообразования и драматургию.

 

Критически оценивая редакцию Н. Римского-Корсакова, виднейшие музыкальные деятели России и Европы Л. Лядов, В. Каратыгин, В. Беляев, Б. Асафьев, Е. Брауд о, К. Дебюсси, М. Равель пришли к выводу, что использование классической техники обезличило самобытное искусство композитора, в связи с чем возникает необходимость новой версии оперы, соответствующей уровню устремлений М. Мусоргского. Идея создания новой редакции была реализована Д. Шостаковичем, подход которого диктовался иной, отбитой от позиции Н.

Яндекс.Метрика