Традиции в музыке





Исследованию путей обогащения национальной традиции в белорусской музыке 60-70-х годов посвящена кандидатская диссертация «Творчество композиторов Советской Белоруссии в его связях с национальным музыкальным фольклором конец 50-х - 70-е годы» (Вильнюс, 1982) В. Антоневич. Анализируется процесс освоения авторами фольклорных источников, пути и методы их использования и произведениях. Выбор настоящей темы актуален для белорусского музыкознания 70-х годов: в работах исследователей старшего поколения данная проблема была реализована преимущественно на материале музыки 20—50-х годов и лишь частично — 60-х. Всестороннее комплексное изучение проблемы проводилось в работе В. Антоневич впервые.

 

Интерес ученого привлекли пути и тенденции претворения фольклора в современной профессиональной музыке, новые аспекты фольклорно-композиторских связей в сфере ладоинтонационного строя, ритмики, формообразования, в развитии сюжета, жанровой и исполнительской реализации произведения. Изучение темы проводится в историческом, общеэстетическом и теоретическом направлениях с учетом общего состояния музыковедения и фольклористики 60 —70-х годов.

 

При рассмотрении особенностей претворения национального фольклора в 20-50-е годы автор отмечает:

- типичные для того периода тенденции к преобладанию фольклорного начала над индивидуальным: применение метода цитирования в разных его модификациях;

- постепенное усиление индивидуального начала в звене «композитор - фольклор» (в 40 —50-е годы): утверждение переинтонированного цитирования;

- появление новых тенденций в развитии фольклорно композиторских связей в конце 50-х — начале 60-х годов под воздействием прогрессивного мирового опыта XX в.

 

В основном разделе диссертации дается анализ характерного для нового периода комплексного подхода композиторов к фольклору.

Яндекс.Метрика