Творчество национальных композиторов





«История белорусской музыки» является первой в серии учебных пособий по истории музыки советских республик. Кандидатские диссертации. Изучением теоретических аспектов профессиональной белорусской музыки, стилевых основ творчества национальных композиторов, а также некоторых явлений музыкальной культуры Беларуси дооктябрьского периода занимались преимущественно молодые педагоги кафедры. В конце 70-х — начале 80-х годов по этой проблематике были подготовки к диссертации.

 

Диссертация «Полифония в симфоническом творчестве композиторов Советской Белоруссии: К проблеме становления национального стиля» (Л., 1980) Р. Аладовой находится в русле актуальной для белорусского муыкознания задачи исследования стиля национальной музыки. Впервые в республике автор обратилась к обстоятельному изучению полифонии в творчестве белорусских композиторов. Внимание нацелено на историко-стилевой и художественно-стилевой аспекты полифонии, выявление основных тенденций ее развития в симфонической музыке разных периодов и драматургической роли в произведениях. При определении специфики полифонии в профессиональной музыке устанавливается связь творчества композиторов со стилистикой народного многоголосия и ею видами.

 

Подчеркивается воздействие выразительных свойств национального многоголосия на формирование симфонического стиля. Руководствуясь принципом историзма, этот процесс рассматривается на различных этапах эволюции симфонической музыки, что позволяет проследить многообразие приемов полифонического письма в творчестве белорусских композиторов-симфонистов. В работе исследуются типы полифонического мышления, сложившегося в белорусской музыке в 20-х — первой половине 50-х годов, отмечаются основные тенденции развития полифонии, обусловленные особенностями исторического периода: связью с классическими традициями XIX в. и подчеркнутой этнографичностью — принципом цитирования.

Яндекс.Метрика