Эволюция фольклора





Научная заслуга автора — в исследовании процессов исторического формирования и обновления песенных стилей белорусского фольклора, раскрытии механизмов этого обновления, которое осуществляется без нарушения единства музыкальной традиции как целостности высшего уровня. Принципиально важным, по мнению автора, является вопрос методологической базы при анализе процессов эволюции фольклора, которую необходимо видеть не только в конкретных фактах, но и в их диалектическом взаимодействии. Исследовательница подчеркивает, что все неотъемлемые, сущностные элементы народного искусства находятся в непрерывном движении.

 

Нерушимым законом фольклора остается только непосредственная связь его с жизнью. Только с учетом этой живой и постоянной связи труда и быта народа с творчеством, только в процессуальном понимании последнего мы можем попытаться понять законы движения и развития фольклора» . Последовательно выдержанный принцип историзма обусловливает новый подход к решению ряда вопросов, являющихся генеральными для белорусского этномузыко-ведения, прежде всего — к проблеме типологии ранне-традиционной песенной классики.

 

Анализ подходов, сложившихся в классических для этномузыковедения теоретических разработках Ф. Колессы, К. Квитки, Е. Гиппиуса и 3. Эвальд, к типологии календарных и семейно-обрядовых напевов приводит автора к выводам, которые раздвигают границы теоретических представлений об уровнях типизации раннетрадиционного мелоса. Прежде всего, это относится к хорошо известному типологам, по аналитически никем из них не очерченному явлению близости и даже тождественности песенных типов, разных по своему жанровому содержанию.

Яндекс.Метрика