Жанры симфонии





В труде доказательно проводится положение о роли белорусского фольклора в качестве важнейшего источника обновления национального стиля белорусской музыки. К числу работ данного жанра относится монография «Белорусская симфоническая музыка 60-х — первой половины 70-х годов» (1979) Л. Сцепуро. Она выполнялась как кандидатская диссертация в период обучения автора в аспирантуре МГПИ им. Гнесиных. В дальнейшем после переработки была рекомендована к защите. Рукопись представляет собой историко-теоретическое исследование жанра симфонии в период обновления национального стиля.

 

Именно симфония как ведущий жанр национальной музыки вместе с балетом ассимилировала, по мнению автора, тенденции, наиболее показательные для белорусской музыки 60 —70-х годов. Материал исследования составили высокохудожественные, исторически значимые произведения, в которых в наибольшей степени проявились новые эстетические тенденции, интонационно-тематические, драматургические и структурные закономерности. В их числе — последние симфонии Н. Аладова, симфонии Л. Абелиовича, Е. Глебова, Г. Вагнера, Д. Смольского и др. Все произведения рассматриваются в аспекте диалектики традиций и новаторства. В начальной главе дается краткий экскурс в историю белорусской симфонии, обзор традиционных типов национального симфонизма.

 

Это позволило выявить истоки современной концепции белорусской симфонии и ее преемственную связь с утвердившимися закономерностями национального симфонического мышления, рельефнее раскрыть качественно новую природу многих явлений симфонического творчества этих лет. В последующих главах основное внимание направлено на изучение конфликтно-драматического типа симфонизма, доминирующего в изучаемый период.

 

Комплекс вопросов, рассматриваемых в них, охватывает интонационно-жанровую природу тематизма симфонии, особенности темообразования и тематического развития, закономерности драматургии и формообразования в симфонических циклах. Значительное место занимает проблема синтеза симфонии с камерно-инструментальными и вокально-хоровыми жанрами и возникающие в этой связи новые разновидности симфонического жанра, например камерной симфонии и др. Исследуя общие закономерности жанра симфонии, автор обращает внимание на специфику их трактовки в индивидуальных авторских стилях, что раскрывает многообразие конкретных путей и возможностей обогащения жанра симфонии. Процессы, характеризующие обновление национального симфонизма, анализируются в контексте современного симфонизма. Исследование Л. Сцепуро отражает актуальные процессы художественной практики, раскрывает характерные тенденции развития симфонического жанра в один из наиболее ярких периодов созидания национальной музыки. Работа используется в изучении курсов исторических и теоретических дисциплин.

 

Яндекс.Метрика