Драматургическая категория





Интермедийность как драматургическая категория насыщается более широким смыслом и реализуется через использование черт многих бытовых песенно-танцевальных жанров, например вальса, марша, песни, романса и др. Функция отстранения при этом проявляет себя в тесном взаимодействии с комплексом ассоциативных связей, возникающих на основе жанровой программности и изобразительности. Генетическая связь с менуэтом обнаруживается и в образно-эмоциональных сферах, наиболее типичных для интермеццо, — лирике и скерцозности. В лирических интермеццо нашла свое воплощение присущая менуэту камерность, в скерцо — юмор, шутка, ирония. Другой аспект изучения эволюции жанра менуэта в данной главе связан с проблемой стилизации как типичной содержательно-структурной сущности функционирования старинных жанров в музыке XIX—XX вв.

 

Теоретический ракурс исследования проблемы — определение и систематизация приемов стилизации — сочетается с эстетической оценкой явления, осмыслением его выразительной роли в общей системе художественных средств. При характеристике художественной стороны стилизации в музыкальном произведении в диссертации условно выделяются две разновидности: строгая и свободная стилизация. Строгая стилизация как средство жанровой изобразительности, «символ исторической обстановки» предполагает детальное воспроизведение стиля, при котором авторская позиция намеренно вуалируется, свободная -выступает как средство типизации и индивидуализации образа и, как правило, более отчетливо выявляет эмоциональное отношение композитора.

Яндекс.Метрика