Драматургия симфоний





Особое внимание уделяется драматургии симфоний, где определяющее значение приобретает фуга. Включенная в контекст сонатно-симфонического развития, она теряет значение закругленной, законченной формы. Отдельные элементы фуги — экспозиция, темоответные проведения, стретты создают в произведении полифоническую разработку фугированного типа, которая, в свою очередь, обогащается приемами симфонического развития (преобразование полифонической темы, многотемность).

 

Характерное для симфоний Н. Мясковского насыщение циклической структуры двумя или более фугированными разделами при определенном ракурсе восприятия приводит к образованию формы второго плана «как части единого целого — большой полифонической формы». Обобщая итоги исследования, автор подчеркивает особую роль творчества Н. Мясковского в истории русской музыки XX в. В его музыке наиболее полно отразилась общая для русской музыки первой половины XX в. тенденция к широкому внедрению полифонического письма, возрождению на новом этапе полифонического мышления.

 

Особо отмечается, что многие художественные принципы композитора были продолжены и развиты в творчестве Ю. Шапорина, Ан. Александрова, В. Шебалина, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна.

 

Результаты исследования Н. Шиманского существенно восполнили сложившиеся представления о стиле Н. Мясковского, роли полифонии в творчестве композитора. Материалы диссертации включены в курс полифонии и комплексно-стилевой курс теории музыки.

Яндекс.Метрика