Многоголосный контекст





Оценивая многоголосный контекст с позиции общих принципов тождества и контраста, автор выделяет соответственно два типа координации компонентов музыкальной ткани, функционирующей на основе их взаимодополнения (единства, связи элементов) и противопоставления. В плоскости ладовых отношений действие этих принципов реализуется в моноладовой и полиладовой организации многоголосия.

 

Проецируя эту теоретическую позицию на различные типы фактурного изложения, автор последовательно раскрывает взаимообусловленность ладовых моделей звуковысотной системы и фактурного воплощения музыкальной идеи. При рассмотрении ладовых характеристик в условиях гомофонии, имитационной и неимитационной полифонии, смешанных типов изложения подчеркивается яркое своеобразие процессов ладового мышления композитора. Общие тенденции эволюции ладовых систем в музыке XX в. воплотились в творчестве Б. Бартока в своих, глубоко индивидуальных формах.

 

В исследовании раскрывается определяющая роль модального типа лада, раз пообразных форм политональности и полимодальности, отмечаются новые аспекты фонической трактовки ладовых структур, свидетельствующие о предвосхищении Б. Бартоком сонорных эффектов в современной музыке. В заключительном разделе рассматриваются конструктивные и выразительные свойства современных ладовых структур.

Яндекс.Метрика