Музыкальные единства





Как один из показательных результатов этого процесса — расщепление сложившихся музыкально-логических единств и возведение их элементов в ранг самостоятельных систем. Это вызывает к жизни новые, немажорноминорные звуковысотные формации XX в. Специфика внутренних механизмов новых ладовых систем определяется действием факторов «структурно-функциональных диффузий». Подобное явление базируется на качественной неоднозначности, двойственности многих звуковысотных параметров. Действие принципов структурно-функциональных диффузий иллюстрируется на примерах анализа современного состояния таких ладовых категорий, как «консонанс — диссонанс», «диатоника — хроматика», «опорность — неопорность».

 

В музыкально-эстетическом плане феномен структурно-функциональных диффузий обусловлен особым историческим статусом «музыкального» XX века. Этот век возникает на стыке двух, словно взаимоисключающих одна другую ипостасей: структурно-организационной самостоятельности, завоеванной на долгом пути эволюции, и ладоструктурной нестабильности, многоликости как исторической проекции на современность далеких — во временной ретроспективе — музыкальных эпох. Отсюда парадоксальное, на первый взгляд, соединение понятий диффузности и структурности.

Яндекс.Метрика