Отбор качеств в музыке





В процессе отбора формообразующих качеств, наиболее отвечающих задаче целостности многочастной композиции, менуэт приобретает особые драматургические функции, производные от органически присущей ему интермедийности: функции отстранения и переключения. Суть функции отстранения — в ярком жанровом контрасте, в неподготовленном уходе в иную эмоционально-психологическую сферу. Посредством функции переключения осуществляется постепенный переход от медленной части к финалу или от быстрой первой части к медленной, в которой могут принять участие темп, тематические и ладотональные преобразования.

 

Содержание второй главы «От менуэта к скерцо» развертывается в двух плоскостях: музыкально-теоретической, где рассматриваются вопросы взаимодействия жанров менуэта, жиги и скерцо, роли их в эволюции драматургии сонатно-симфонического цикла, а также — обще этетической, где исследуется сущность комического в музыкальном искусстве, в частности в области инструментальной музыки. Опираясь на эстетическую и музыковедческую литературу, исследовательница выделяет наиболее действенные факторы, способствующие воплощению комических эффектов. В первую очередь к ним относится принцип несоответствия, реализуемый через приемы неожиданности, контраста, несоразмерности и т. д.

Яндекс.Метрика