Речитативная мелодика





На широком музыкальном материале рассматриваются свойства речитативной мелодики: особенности ритма, линейные рисунки мотивов и их структурирование, фактурные формы, особенности формообразования и отличия от инструментальной каденции. Значительное место в исследовании уделено изучению разновидностей инструментального речитатива в музыке крупнейших художников современности Н. Мясковского и Д. Шостаковича. На материале их квартетного творчества выявляются функции речитатива в сонатно-циклической форме, рассматривается принцип двуплановости тематической организации сонатно-циклической формы на основе деления тематиэма на речитативную и неречитативную сферы.

 

Композиционная техника Н. Мясковского и Д. Шостаковича в аспекте тематической двуплановости изучается на историческом фоне, методом срав пения с аналогичными приемами в творчестве композиторов XIX в. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Франка, С. Танеева. Сравнительный анализ композиционных приемов позволяет выявить стилевое своеобразие в применении инструментального речитатива Н. Мясковским и Д. Шостаковичем в крупных сонатно-циклических композициях. В работе рассматривается содержательная функция речитатива и в крупных инструментальных формах.

Яндекс.Метрика