Ряд музыкальной формы





Приемы воздействуют на событийный ряд музыкальной формы, способствуют преломлению в особом, «высоко абстрагированном виде» законов сюжетной логики в сфере инструментального мышления. Эти наблюдения позволяют сделать важный вывод о проявлении комического на уровне музыкальной драматургии. Изучая процесс взаимодействия жанров менуэта и скерцо, автор выделяет ряд приемов, конкретных выразительных средств, оказывающих воздействие на заострение в менуэте черт скерцозности.

 

В их числе — использование своеобразия оркестровых тембров, при помощи которых создаются характеристические «инструментальные персонажи»; разнообразные нарушения сложившихся норм лада, голосоведения, ритма и метра, структурно-синтаксической инерции. Применяемые в различных комбинациях, эти приемы становятся основой для воссоздания эффектов «эхо», инструментально-игровых диалогов, воспроизводящих атмосферу разговорной речи, неожиданных смысловых поворотов, в совокупности и определяющих драматургический рельеф «инструментальной комедии». В третьей главе «Функция менуэта в творчестве композиторов XIX—XX вв.» определяется специфика драматургических функций менуэта в сонатно-симфони ческом цикле. Они базируются на устойчиво сложившейся традиции интермедийной трактовки этого жанра и его роли в качестве драматургического средства отстранения.

Яндекс.Метрика