Синтетичность стилевой основы





Синтетичность стилевой основы, принципиальное обновление конструктивно-логической сущности звуковысотной системы обусловили множественность тональных форм в произведениях Б. Бартока. Ставя целью работы освещение проблемы тональности в современных условиях и выявление ее важнейших закономерностей в творчестве венгерского композитора, автор предлагает метод анализа, раскрывающий механизмы современной тональной организации. Определяющая методологическая позиция в развиваемой автором теории тональности — понимание звуковысотной ладовой системы как диалектического единства, соизмеряемого категориями части и нелого, количества и качества, тождества и контраста.

 

Такой подход позволил включить в единую модель ладовой системы разные типы высотных структур, наглядно уяснить взаимосвязь и внутреннее родство между различными историческими формами звуковысотных организаций. Любая ладовая система, по мысли автора, предполагает как исходный атрибут наличие звукового ряда, характеристика которого, как и каждого явления, возможна с количественной и качественной стороны.

 

Количественная оценка звукоряда дается с позиции звукового объема лада, его интервальной структуры, соотношения тонового и ступеневого состава; качественная — направлена на осмысление типов соподчинения и связи тонов лада, их функциональную дифференциацию. В итоге возникает иерархическая структура, фиксирующая разные уровни и типы звуковысотных отношений: порядковый, ступейный, интервальный и опорный.

Яндекс.Метрика