Система фигуро-фоновых связей





Новый этап непрерывной эволюции системы фигуро-фоновых связей, отражающий динамику познавательной деятельности в искусстве, автор видит в музыкальном творчестве современности. В третьей главе «Системы фигуро-фоновых связей в контексте художественных поисков музыки XX века» внимание уделяется познавательным мотивам развивающихся традиций, специфике фигуро-фоновых связей в музыке нашего времени. Если в сонатно-симфонической драматургии фигура и фон — это способ обнаружения каузальности, в романтическом искусстве — феномен глубинности, воздушности перспективы, эмоциональной двойственности лирических образов, то в музыке современности — это инструмент раскрытия темброфонической красочности, создающей уникальность музыкального образа. Выразительность, рельефность фигуры, нередко индифферентной в мелодическом отношении, зависят от ладовой, фактурной тембральности «среды» — фона.

 

Отмечается тенденция ограничения познавательной функции фигуро-фоновых связей в современной музыке: они становятся только механизмом отражения, не зависимым от внутренней «жизни» самого материала. Таким образом, фигура и фон фактически не выступают структурой координации элементов текста. В заключительной части подчеркивается, что познавательная деятельность художественного мышления опирается на целостный психологический опыт людей, объем и качество которого зависят от проблем, запрашиваемых социокультурной практикой.

Яндекс.Метрика