Теория мелодической функциональности





Автором развита и разработана оригинальная теория мелодической функциональности, рассмотрены многие конкретные формы взаимодействия мелодического и гармонического начал, имеющих различные генетические корни. Первая глава «Вопросы теории народного ладомелодического мышления» посвящена изучению диатоники как звуковысотной основы народного ладового интонирования. В понимании диатоники как категории музыкального мышления диссертант отмечает два наметившихся в современной теории подхода: структурный и качественно-функциональный. Они составляют и характеризуют две тропы изучаемого явления, касающиеся принципов организации его звукорядной основы и ладофункциональной координации звуковых элементов.

 

В структурно-интервальном параметре организации диатоники выделяются диатонические звукоряды, опирающиеся на квартовую, квинтовую и октавную координацию тонов, рассматриваются особенности строения ладов стабильной и переменной диатоники. Сущность ладомелодической функциональной организации зависит от соотношения опорных тонов, характера их соподчинения, связи и взаимодействия между собой.

 

Отсюда в русской народной песне возникают различные типы ладомелодической функциональности:

♦ остинатная, отличающаяся присутствием одной центральной опоры и неопорностью других элементов лада;

♦ балансирующеустойная, проявляющаяся при наличии в напеве нескольких центральных примерно равно значных опор; централизованная, которой свойственна дифференциация опор по их ладовому качеству на устой, противо-устой, а также предложенные диссертантом понятия о заполняющих и расширяющих тонах;

♦ тонально-изменчивая, которая проявляется в связи с модуляционной структурой лада и характеризуется переменностью устойчивой функции.

Яндекс.Метрика