Закономерности тональности





Внутри этих тональных форм, еще не утративших очевидных связей с классической мажорно-минорной тональностью, начинают вызревать и оформляться конструктивные закономерности, организующие новый тип звуковысотных отношений. При усложнении и ослаблении функциональных зависимостей возрастает роль дополнительных внутренних компонентов системы в виде «добавочного конструктивного элемента» (термин Ю. Холопова): интервала, тона, регламентированного порядка чередования тонов. Новые средства гармонической выразительности способствовали реализации нового художественного мировоззрения позднего романтизма — экспрессионизма.

 

Следующими этапами развития тональных закономерностей позднеромантического стиля автор называет атоникальность нововенской школы и «новую тональность» XX в., многообразную по воплощению. Центральным вопросом третьей главы «Позднеромантическая гармония и формообразование» стало изучение конструктивных потенций обновленной гармонической системы. Усложнение функциональных связей и ослабление тональной централизации значительно снизили формообразующие свойства гармонии, что выразилось в увеличении неустойчивости и соответственно в уменьшении средств контрастности, во внутреннем расширении тональности и в то же время сужении модуляционного пространства.

Яндекс.Метрика