Звуковысотные основы новоладовых формаций





Звуковысотные основы этих новоладовых формаций, с одной стороны, выводятся из результатов музыкальной эволюции предшествующей, романтической эпохи, с другой — ретроспективно соотносятся с далекими музыкальными эпохами. Сравнительный научно-теоретический анализ двух переломных периодов в истории музыкального искусства (рубежи XVI—XVII и XIX—XX вв.) позволил выявить основные тенденции исторического развития европейской звуковысотной системы. Исходные позиции и итоги эволюции мажорно-минорной организации, по мысли диссертанта, — два результата, принципиально отличающиеся по своему историческому содержанию.

 

Становление классической тональности и ее трансформация в звуковысотные системы XX в. — противоположно направленные музыкально-исторические процессы. С одной стороны, здесь наблюдается эволюционная роль интегрирующего фактора в организационных основах ладообразования в эпоху становления и упрочения мажорно-минорной тональности, с другой — развитие тенденций прямо противоположных последнему этапу эволюции классической тонально-гармонической системы. Это приводит к ее своеобразной «открытости», Выделяются четыре особых типа хроматически рас ширенной позднеромантической тональности: парящая (термин А.Шенберга), колеблющаяся (переменная), многозначная и снятая (термин А. Шенберга).

Яндекс.Метрика